Урок-семинар "Электричество: как сэкономить?"

 Для учащихся 8-х -10 -х классов (2 часа, базовый курс)

Процессы производства электроэнергии, которую мы потребляем, наносят урон окружающей среде. Этот урон заставляет нас задуматься над возможностями снижения потребления энергии.

Более эффективное использование энергии послужит на пользу окружающей среде, и в то же время принесет выгоды. Меры по повышению энергоэффективности повысят комфорт нашей жизни и качество полезных применений энергии. Наконец, экономия энергии и ресурсов – способ сократить расходы. Программа энергосбережения здесь — не дань моде, а постоянная, многолетняя работа. В России нужно прививать культуру энергопотребления. Мы должны относиться к своим ресурсам как англичане, французы и немцы. А для этого нам нужна прививка энергоэффективности.

Итак, что мы можем сделать сегодня, сейчас, на своем месте? Прежде всего, осознать серьезность возникшей проблемы. И понять, что цены на энергоносители будут постепенно повышаться. Рано или поздно мы придем к европейской системе учета, и каждый потребитель будет платить за энергию столько, сколько она стоит, с учетом реального потребления и безо всякого перекрестного субсидирования. И чтобы ужесточение системы оплаты не стало для нас, потребителей, шоком, задуматься об энергосбережении стоит сегодня каждому.

Экологические проблемы производства и использования  электроэнергии носят глобальный характер.  На уроках физики я стараюсь воспитать в учащихся осознание того, что законы природы мы познаем не только для того, чтобы применять их для создания благ для людей, но и чтобы не нарушать гармонии окружающего нас мира. В развитых странах Европы и мира проблема сохранения окружающей среды, снижения вредных выбросов в атмосферу, получения экологически чистой энергии в настоящее время возведена в ранг государственной политики. Ведущая роль  в настоящее время принадлежит электроэнергии, так как она не наносит вреда окружающей среде.  Главный вопрос – сколько энергии нужно человечеству? Сколько энергии нужно произвести, чтобы жить в теплых квартирах, чтобы создавать необходимые человеку изделия, пользоваться транспортом, чтобы развлекаться? Каким будет облик энергетики XXI века? И как эту энергию экономить?  При изучении раздела «Электричество» я стараюсь проводить интегрированные уроки экологической направленности. Такие уроки позволяют сформировать у учащихся целостное представление о взаимосвязи и взаимозависимости природы и человека.  Ученики при подготовке к таким урокам начинают понимать, что при разработке любого направления научно – технического прогресса необходимо предусматривать все возможные экологические последствия.  У учащихся вырабатывается ответственное отношение к окружающей среде. Готовясь к интегрированному уроку, учащийся получает возможность проявить свои способности не только по физике, но и по другим предметам, использует интересный, нетрадиционный материал, а также, получает возможность приобрести учебно-исследовательские умения, необходимые для адаптации к среднему и высшему профессиональному образованию. В ходе подготовки к урокам учащиеся самостоятельно проводят групповые исследования по различным источникам информации (печатные, Интернет) и оформляют результаты своих исследований в виде презентаций  и буклетов.

  1. У учащихся формируются компетентности
  2. В сфере самостоятельной деятельности.
  3. Основанные на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации.
  4. В практической деятельности.
  5. В бытовой сфере.
  6. В качестве примера рассмотрим
  7. урок-семинар для учащихся 8 или 9 класса

Электричество: как сэкономить

Цели урока:

  • формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности;
  • сформировать представление о применении законов электрического  тока  на          практике;
  • формировать умение анализировать и обрабатывать информацию;
  • формирование у  учащихся  ощущения себя защитниками природы;
  • научить рассчитывать работу и мощность электрического тока;
  • научить использовать полученные  знания об  электрическом токе для решения практических задач повседневной жизни и рационального природоиспользования;

Тип урока:

  • Урок – обобщение по теме “Закон Джоуля – Ленца и его применение”.

Форма урока:

  • Урок – семинар.

Оборудование:

  • Кроссворды, тесты, компьютер, проектор, буклеты, наборы лабораторного оборудования «Электричество»: амперметр лаб., вольтметр лаб., лампочки на подставке, провода соединительные, выключатель, источник тока.

Структура урока и методика его проведения.

За 3 недели до начала урока класс разбивается на 6 групп (по 4 человека), состав которых определяется по желанию учащихся. Участники групп получают задания:

1)    Подобрать интересные задачи на применение закона Джоуля – Ленца, составить кроссворды.

2)    Составить энергетический паспорт квартиры (составить список электроприборов и выписать мощности электроприборов из паспортов).

3)    Исследовать способы экономии электроэнергии и приготовить презентацию на эту тему.

4)    Исследовать виды альтернативной энергетики и приготовить доклад на эту тему или буклет.

5)    Исследовать, какие источники электроэнергии являются  экономичными, и приготовить буклет по этой теме.

6)    Исследовать, как влияет нерациональное использование электроэнергии на окружающую среду, приготовить презентацию, доклад.

Группа №7 (учитель, лаборант, 2 - 3 ученика из старших классов) является экспертной группой, задача этой группы состоит в том, чтобы отслеживать и оценивать работу всех других групп, как в подготовительный период, так и во время проведения урока, а также, следить за регламентом работы.

Временная диаграмма урока: урок проводится в течение 2 часов (80минут).

№ этапа

Содержание этапа урока

Время (мин.)

1.

Актуализация проблемы урока учителем

3

2.

Решение кроссворда

5

3.

Решение тестов по теме «Электричество»

10

4.

Практическая работа: «Измерение мощности и работы электрического тока в лампочке»

15

4.

Защита проектов группами

35

5.

Заключительное слово учителя

5

6.

Выступление экспертной группы

5

7.

Рефлексия урока

2

 

Ход урока

Перед началом урока ребята рассаживаются в классе за парты по группам. Урок начинает учитель, который в очень кратком вступлении актуализирует проблему, рассматриваемую на уроке. Затем учащиеся решают кроссворд по электричеству, где ключевым словом является «Экономим», решают тесты, проводят самостоятельно практическое измерение мощности тока в лампочке, а затем начинают защиту своих проектов, демонстрируют свои презентации, киноролики, используя подготовленный ими материал и наглядность, отвечают на вопросы экспертов или представителей других групп. Эксперты оценивают выступления группы по своей теме и учитывают их активность в обсуждении других вопросов. После завершения обсуждения всех выступлений, учитель подводит итог по проблеме урока.

Каждый унесет домой памятку «Простые меры по энергосбережению»

ПРОСТЫЕ МЕРЫ

  1. Используйте энергоэффективные флуоресцентные лампочки. Той энергии, которую вы прежде расходовали для одной  лампочки, будет достаточно для пяти новых лампочек.
  2. Иногда лучше сменить абажур, чем устанавливать дополнительное освещение.
  3. Дайте доступ дневному свету, раздвиньте занавески …
  4. Выключайте свет, когда он не нужен!
 

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО …

  • ..электрические лампы и приборы получают большую нагрузку в момент включения? Для продления срока службы приборов вам следует не выключать их, если вы знаете, что вскоре вам будет необходимо снова их использовать.
  •  … телевизоры и другие приборы, имеющие функцию «stand-by» потребляют электричество, даже если они выключены с помощью дистанционного управления? Для полного отключения по ночам используйте кнопку выключения, чтобы сберегать энергию и снизить опасность пожара.
  •  … светлые стены отражают 70 - 80%света, в то время как темные отражают только 10 - 15%?
 
А знаете ли вы, что ...
  • ... в XVIII веке устраивали светские забавы – электризовали людей, растения и домашних животных, при помощи электрической искры поджигали спирт и т.д.
  • ... электризация тел нам хорошо знакома в быту. По ее вине несказанно быстро притягивают пыль полированная мебель и ковры-паласы, липнут к телу синтетические рубашки и платья, "искрят" кофты и свитера.
  • ... электризации поддаются все тела: большие и маленькие, твердые, жидкие и газообразные (вспомните грозовые тучи).
  • ... в 1700 г. англичанину Уоллу впервые удалось получить электрическую искру, с треском проскочившую между куском янтаря и пальцем экспериментатора.
  • ... если опыты с расческой или янтарем проводить в темноте и тишине, то можно легко заметить маленькие искорки и даже услышать их треск. Вспомним, что различные искровые явления мы относим к явлениям электрическим. Вот почему электричество назвали янтарным именем.
  • ... янтарь – это окаменевшая смола хвойных деревьев, которые росли на Земле сотни тысяч лет назад. Электризация янтаря трением была известна еще до нашей эры.
  • ... по своему строению атом напоминает Солнечную систему. Подобно тому, как планеты, притягиваясь к Солнцу, движутся вокруг него, электроны в атоме движутся вокруг ядра, удерживаемые силой притяжения к нему.
  • ... если атом увеличить так, чтобы ядро приняло размер мелкой монеты, то расстояние между ядром и электронами стало бы равно целому километру!
  • ... если бы электроны атомов летали непосредственно вблизи своих ядер, то плотность всех веществ возросла бы настолько, что несколько современных многоэтажных домов свободно поместились бы в наперстке.
  • ... если бы ионы металла могли течь по проводам, то получился не ток в проводе, а течение самого провода (ведь провод – это и есть ионы металла).
  • ... действие тока на живые организмы называется физиологическим действием тока. В просторечии говорят: "ударило током".
  • ... воздействие тока на организм человека может восприниматься не только как "удар". Например, посещая врача физиотерапевта и принимая процедуру электрофорез, наша кожа чувствует жжение и покалывание (это осязательные ощущения).

У каждого учащего по итогам урока должны остаться буклеты примерно следующего содержания.

Работа каждого ученика оценивается баллами от 3 до 5. Оценку проводит экспертная группа, при выставлении отметки учитывается общая (единая для группы) отметка, полученная группой за выполненную ими работу в ходе подготовки к уроку и активность учащегося в ходе урока.